Немного про икебану
В удивительной стране Японии родилось и обрело права настоящего искусства мастерство составления цветочных композиций – икебана. Перевести это слово можно как «вторая жизнь цветов». И мастера икебаны реально не только возрождают срезанные на грядке красочные растения, но и дают их новой жизни неожиданное содержание.
Как и все на Японских островах, икебана имеет корни в древней религии их жителей. Каждый элемент сочетания цветов, сосудов и камней имеет потаенный смысл, понятный лишь посвященным.
Мало кто в нашей стране серьезно разбирается в традиционных верованиях японцев. Но мы единодушно признаем, что вытекающее из них тонкое понимание красоты, изящества, гармонии, имеющее своим результатом, например, умение составлять удивительно красивые художественные произведения из цветов, бесспорно и доставляет радость духовно содержательным людям.
Принципы икебаны
Все элементы цветочной композиции по правилам икебаны организуются вокруг зрительных центров, символизирующие человека, землю и небо. Поэтому и центральных элементов каждой композиции – цветов, веток, побегов — обычно три. Смыслом символов, которые они означают, обусловлено их расположение и размеры.
Наибольший в композиции стебель, символ неба, должен быть в полтора раза выше сосуда, в который он ставится. Длина стебля цветка-символа человека составляет две трети высоты стебля-неба. «Земной» стебель, свою очередь, делается высотой в две трети стебля человека.
Стебель неба ставится в сосуд под углом десять-пятнадцать градусов к вертикали, стебель человека – сорок пять градусов, стебель земли — 60— 65°. То есть они образуют своими бутонами ассиметричный разносторонний треугольник.
Сама композиция состоит обязательно из нечетного количества цветков, от одного и выше, которые по-разному сочетаются с сосудами и камнями. Японцы считают нечетность и асимметрию основой красоты.
Конечно, никто не меряет наклон стеблей транспортиром, он определяется на глазок. Предварительно часть бутонов со стеблей срезается, с побегов удаляется большая часть листьев.
Самый длинный цветок неба ставится в итоге вертикально с незначительным наклоном назад. Растение людей ставят слева от него и наклоняют вперед, растение земли вперед и в сторону, обратную наклону цветка неба. Для поддержания наклона цветы крепят на наколках.
Мастер икебаны должен следить, чтобы никакие элементы композиции не соблюдали симметрию. В треугольнике, образуемом бутонами, все стороны должны иметь разную длину. Никакие элементы не должны образовывать круг или быть симметрично наклоненными к какой-либо воображаемой оси.
Цветы компонуются также по количеству и весу: на одной стороне композиции их должно быть больше, чем на другой, визуально одна сторона должна также выглядеть тяжелее противоположной. Бывает даже, вся композиция создается по одну сторону вазы, противоположная остается пустой.
По центру один из цветков может быть поставлен лишь при создании композиции торжественного стиля. Но тогда строгая асимметрия должна быть соблюдена в расположении остальных элементов.
Это первоначальные принципы сложного искусства икебаны, которое каждый японец постигает еще в школе. На них строится развернутая теория создания цветочных композиций, охватывающая мельчайшие тонкости флористики.
Добавить комментарий